Отчет ISCM Главная Контактная информация
English



АСМ - Ассоциация современной музыки







АСМ – Ассоциация современной музыки
Председатель – Виктор Екимовский
Организация с таким наименованием впервые появилась в 1923 году. Она объединила известных композиторов, Александра Мосолова, Николая Рославца, Гавриила Попова, Владимира Щербачева, Дмитрия Шостаковича и других. Творческие устремления членов АСМ были основаны на новом музыкальном мышлении, поисках в области языка, техники. Главной же своей целью Ассоциация ставила – цитируем ее манифест – «самое широкое ознакомление с новейшими музыкальными произведениями авторов всех направлений, как СССР, так и иностранных».
Несмотря на серьезные успехи в деле пропаганды новой музыки, АСМ просуществовала недолго – в 1931 году она была объявлена советской властью «сборищем чуждых пролетарской идеологии музыкантов» и в скором времени ликвидирована. Однако творчество композиторов двадцатых годов – членов АСМ – сохранилось в истории как эпоха «русского музыкального авангарда». .
На несколько последующих десятилетий этот пласт нашей музыкальной культуры был вычеркнут из советского искусства и практически забыт. Возрождение традиций отечественного авангарда началось лишь во второй половине 50-х – начале 60-х годов, и связано оно с именами признанных ныне во всем мире наших композиторов – Эдисона Денисова, Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной и некоторых других. В 70 – 80-х годах у этой школы появились убежденные последователи, активно развивавшие новые идеи. Постепенно сформировалась деятельная группа молодых композиторов, которая в январе 1990 года провозгласила себя союзом единомышленников. Так второй раз в истории отечественной музыки прозвучало название «Ассоциация Современной Музыки», а этот союз единомышленников объявил себя преемником идей АСМ-1.
За более чем полтора десятилетия существования новой АСМ, под председательством Эдисона Денисова (до 1996 года) и Виктора Екимовского (с 1996), ее активная музыкально-просветительная деятельность завоевала не только отечественное, но и мировое признание. Поддерживаемая Союзами композиторов Москвы и России, АСМ стала подлинным центром российской современной музыки. В Москве и других городах страны АСМ регулярно устраивает концерты, где звучит отечественная и зарубежная музыка ХХ века и число которых ежегодно исчисляется десятками.
В программах таких концертов, помимо классики прошедшего столетия, неизменно присутствуют сочинения не только наших корифеев второй половины ХХ века, таких как Шнитке, Денисов, Губайдулина, Сильвестров, и не только уже хорошо известных представителей следующего поколения, таких как Вустин, Ф.Караев, Тарнопольский, Каспаров, Мартынов, но и легендарных «отцов» западного авангарда – на свои авторские концерты, организованные АСМ, в Москву приезжали Пьер Булез, Карлхейнц Штокхаузен, Яннис Ксенакис, Анри Пуссер и ряд других не менее значительных авторов.
На счету АСМ организация большого количества крупных международных фестивалей, вот несколько примеров из недавнего прошлого: 1997 – «Страсти по поставангарду» (6 авторских концертов композиторов – Ф.Ржевски, О.Люсьер, М.Финнисси, Л.Шари, Т.Джонсон, Л.Данчеану и их «живая» встреча с московской музыкальной общественностью); 1998 – Конференция-фестиваль «Музыка русского зарубежья» (6 концертов из сочинений композиторов русской диаспоры – забытых, либо малоизвестных); 2000 – Фестиваль «К 10-летию АСМ», получивший Грант Президента РФ (в двух симфонических и четырех камерных концертах исполнялись сочинения членов АСМ, специально написанные для данной акции).
Неоднократно АСМ принимала участие и в зарубежных фестивалях, причем в некоторых ее представительство было весьма весомым – так, на фестиваль имени С.Прокофьева, проходивший в Германии в 1991 году, было приглашено более десяти наших членов АСМ и у каждого там исполнялось по несколько сочинений (кстати, там Ассоциации была присуждена и вручена международная премия имени П.Хиндемита, присуждаемая за заслуги в деле пропаганды современной музыки). В 1993 году русской музыке был посвящен фестиваль Радио-Франс Presence в Париже, который практически весь был построен на музыке композиторов АСМ.
Специальные концерты отводились АСМ на фестивалях во Франкфурте (1991, 1992 и 1993), в Вене (1991, 1998), в Цюрихе (1992, 1994 и 1996) и др. Отдельно следует сказать о двух больших акциях в Лондоне (1999) – “200 лет русской музыки” и в Берне (1999) – “Русская музыка 20 века”, где музыка АСМ была представлена очень широким спектром и явилась доминантой концертных программ. Наконец, из самых последних событий – фестиваль “Icebreacer” в Сиэтле (США, февраль 2002), посвященный исключительно музыке АСМ и подготовленный совместно русскими и американскими музыкантами.
ISCM